разное

В чем состоит духовная жизнь человека

Содержание

    Духовная жизнь человека: основные составляющие
    Основные элементы духовной жизни общества
    Что такое духовное производство?
    Духовный мир человека и его конституционные права
    В чём суть духовности человека?

В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.


Именно духовность, трактуемая Википедией как «совокупность проявлений духа», ставит человека на самую высокую ступеньку эволюционной пирамиды, выделяя его из мира прочих живых обитателей нашей планеты.

Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

8 уровней духовного развития человека — описание в видео:

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

    Наличие духовных потребностей в познании окружающего мира, в самореализации посредством разных форм деятельности (занятий наукой, искусством), в использовании культурных достижений человечества.
    Сумма знаний о мире природы, человеческом обществе, собственной личности.
    Комплекс ценностей, лежащих в основе взаимоотношений индивидуума с самим собой и с окружающим его пространством, отражающих его идеалы и наполняющих смыслом всю его деятельность.
    Система убеждений, определяющих все сферы человеческой деятельности.
    Убеждённость в истинности собственных представлений.
    Наличие определённых способностей к некоторым видам социальной деятельности.
    Система представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, о природе отношений между людьми.
    Комплекс чувств и эмоций, отражающих взаимоотношения между человеком, природой и обществом.
    Цели и задачи, сознательно устанавливаемые самим человеком, к реализации которых он постоянно стремится.

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.


Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

    научного;
    политического;
    религиозного;
    нравственного;
    эстетического;
    правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

    Религия.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

    Мораль.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

    Искусство.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

    Наука.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

    Творческие идеи.
    Всевозможные теории и гипотезы.
    Художественные образы.
    Духовные ценности.
    Общественные связи между целыми группами индивидов.
    Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

Институт религии.
Просвещение и наука.
Культура и искусство.

Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.


Что составляет духовный мир каждого человека? Это — единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

    Будучи активным членом общества, каждая личность имеет свою систему представлений, складывающихся благодаря усилиям собственного интеллекта, наличию эмоций и оценок, которые не могут не побудить к определённым действиям. Так формируется позиция личности относительно места, отведённого ей в этом мире, а Конституция закрепляет эту позицию, даруя каждому индивидууму право на свободное высказывание своих убеждений.
    Самым тесным образом связано оно с целым рядом других прав, гарантирующих свободу совести, а также свободу мысли и слова. Любые попытки навязать индивидууму взгляды, умаляющие любое из перечисленных прав, являются незаконным вторжением в его личную жизнь. Соблюдение же этих прав предоставляет каждой личности возможность духовного самовыражения в любой сфере жизни.


При желании любой индивидуум может заниматься творческой, экономической или политической деятельностью.

    Прекрасную возможность реализации духовных потребностей предоставляют права, закреплённые в 43 и 44 статьях Конституции РФ. Они делают возможным получение образования, занятия индивидуальным творчеством и использование культурных сокровищ, созданных человеческим обществом.

Занимаясь своим духовным самосовершенствованием, индивидуум тем самым способствует обогащению не только собственного внутреннего мира, но и духовной сути окружающих его людей.

В чём суть духовности человека?

Почему внутреннюю суть человека называют духовной, а не просто интеллектуальной? Прежде всего потому, что духовность – понятие более широкое.

Помимо категорий интеллекта и образованности она включает множество высочайших нравственных черт:

    любовь;
    добросердечие;
    оптимизм;
    убеждённость;
    чувство самоуважения и личного достоинства;
    признание достоинства и чести других людей.

Человек, достигший высокого уровня духовного развития, стремится понять мотивы поступков других людей, видит достоинства их внутреннего облика, принимает во внимание индивидуальные особенности каждого человека, включая и несомненные достоинства, и недостатки, свойственные его личности.

Ни один младенец, появившийся на этом свете, не отличается богатством своего внутреннего мира. Каждый индивидуум волен формировать свой внутренний облик по собственному усмотрению.  Зачастую путь к духовному совершенству сопряжён с множеством трудностей и страданий.


Именно состояние души делает индивидуума счастливым или несчастным, определяет его физическое самочувствие, создает предпосылки для успехов или неудач.

Подводя итоги всему, сказанному выше, мы приходим к неизбежному умозаключению о том, что между категориями духовности и нравственности можно поставить знак равенства.

Духовным мы можем считать лишь человека, обладающего целым рядом ценных нравственных качеств.


Безнравственная личность – даже обладающая высоким уровнем интеллектуального развития и самым блестящим образованием – не может похвастаться богатством своего внутреннего духовного мира.

Личность, ставящая себя выше других людей и отказывающая им в праве на реализацию собственных возможностей, заведомо обрекает себя на духовную нищету и неизбежный духовный крах. В истории человеческого общества немало таких примеров (вспомним хотя бы историю головокружительных взлётов и сокрушительных падений Наполеона, Гитлера, Муссолини).

Источник: kapushka.ru

LEAVE A RESPONSE