дети

Современные формы обучения в школе

Современная система образования шагнула далеко вперед: стала более компьютеризированной, интерактивной, познавательной и увлекательной, в ней появилось много интересных подходов к обучению детей, разработанных опытными педагогами и профессорами. В нашей статье вы сможете познакомиться с новыми формами школьного образовательного процесса.

Классификация современного школьного очного обучения

Обучение, проходящее в очной форме, классифицируют на следующие образовательные программы:

    информационно-коммуникационная;
    развитие критического мышления;
    проектно-документационная;
    развивающее обучение;
    здоровьесберегающая;
    проблемное обучение;
    игровая;
    модульная;
    творческая мастерская;
    интегрированное обучение;
    сотрудничество;
    уровневая дифференциация;
    групповая работа;
    индивидуальная работа;
    фронтальная;
    традиционная классно-урочная система.

Далее более подробно будет рассмотрен каждый из вышеперечисленных аспектов.

Информационно-коммуникационная программа

Информационно-коммуникационная программа подразумевает использование во время обучения различных современных технологий и интерактивных систем. К ним относятся:

    стационарные компьютеры;
    ноутбуки;
    планшеты;
    интерактивные доски.

При помощи данной программы занятие проходит с применением вышеперечисленных устройств. Ребенок учится работать с современной техникой, получает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем (например, при обучении в ВУЗе). Также у школьников развивается интерес к самообразованию, происходит формирование коммуникативной компетенции. Применение высоких технологий проводится с 1 класса.

существует много образовательных программ
Фронтальная программа

Фронтальная программа — очного обучения, во время которого педагог перед классом объясняет определенный материал, а затем, примерно в середине урока, дает задание по пройденной информации, предоставляя ученикам возможность самостоятельной работы. По окончании урока дети должны сдать тетради с выполненной работой для проверки на оценку. Данный метод является широко распространенным во многих российских школах и применяется с 1 класса.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа — образовательная программа с учетом личностных и психологических особенностей каждого ученика. Педагог во время урока выдает детям индивидуальные задания, подходящие под их умственные способности.

Развитие критического мышления

Критическим называют мышление, помогающее строить свои мысли таким образом, чтобы каждая услышанная информация подкреплялась не только словесными домыслами, но и доказательной базой и фактами. Детей учат мыслить критически, то есть доверять своему рассказчику после доскональной проверки его слов. Такой метод позволяет закрепить пройденный материал и помогает ребенку лучше запомнить его. Работа по данному направлению начинается с 4 класса.

Проектно-документационная программа

Проектно-документационная программа подразумевает обучение школьников на основании выполнения различных проектов, презентаций и сопроводительной документации к ним (докладов, рефератов) по заданной тематике. Данная работа обычно проводится в группах по несколько человек или в сольной форме. Школьники учатся контактировать друг с другом, выступать на публике, искать необходимую информацию и правильно преподносить свои идеи. Этот образовательный метод предназначается для детей с 5 класса.

Развивающее обучение

Развивающее обучение — это образовательная программа, на основании которой школьникам предлагается выполнение различных творческих заданий, для них организуются и проводятся разнообразные экскурсионные туры в другие города с целью наглядно-исторического изучения своей родины. Данная методика формирует у детей общее представление о мире, развивает навыки общения со сверстниками и логическое мышление. Работа по этой программе начинается с 3 класса.

Здоровьесберегающая программа

Здоровьесберегающая — направлена на изучение со школьниками основ первой медицинской помощи. Главная цель данной методики — научить детей самостоятельно принимать сложные решения, помогать другим и в том числе себе в тяжелой чрезвычайно ситуации. Данная форма обучения проводится с 7 класса.

Проблемное обучение

Проблемное обучение — это высокоинтеллектуальная форма занятия, согласно которой школьников «погружают» в определенную смоделированную проблему и предлагают им решить ее при помощи своих собственных навыков и умений. Такой метод учит детей работать слажено в коллективе, заставляет думать и понимать себя. Проблемное обучение проводится с детьми после 6 класса.

Игровая программа

Игровая программа — это развивающе-творческая форма обучения, которая проводится для школьников младших классов (с 1 по 5 класс) с целью развития у детей новых знаний и навыков, которые в силу своего возраста им тяжелого запомнить в теоретической форме. Например, в настоящее время применяется методика игровой математики или изучения алфавита. Педагоги утверждают, что такая игровая программа позволяет ученикам начальной школы легче и быстрее усваивать материал.

Модульная программа

Модульная программа подразумевает формирование у школьников способностей к самостоятельной работе и самообразованию (с некоторой помощью со стороны педагогов и родителей). Данная методика основана на развитие механизма мышления и навыков построения логической последовательности собственных действий у ребенка. Программа проводится с 7 класса.

Творческая мастерская

Творческая мастерская предоставляется возможность выражения собственных идей и мыслей при помощи карандашей, красок, фломастеров, цветной бумаги и других материалов. Это необычный и уникальный урок изобразительного искусства, который стал более свободным, интересным и развивающим. Данные занятия проводятся, начиная с 3 класса.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение помогает совмещать на одном занятии несколько направлений из разных областей. Например, биологию и химию, русский и английский языки, рисование и труд. Во время такого необычного урока ребенок учится быстрее и более координированно воспринимать, и усваивать информацию. Данная методика применяется с 8 класса.

Программа-сотрудничества

Программа-сотрудничества подразумевает активную школьную внеклассную работу учеников с различными благотворительными организациями, младшими детьми, в том числе и дошкольниками, ветеранами ВОВ. Классный руководитель совместно с другими педагогами организует со своими учениками какой-либо план-проект, к примеру, для поздравления пожилых людей с Днем Победы, просвещения дошколят по пожарной безопасности

Кейс-технология

Это образовательный метод, в ходе которого педагог рассказывает ученикам различные истории и ситуации, случившиеся в прошлом, то есть детям предлагается «складывать полученную информацию в свой кейс» и запоминать ее. На следующем уроке учитель просит вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Данный метод применяется как в гуманитарных науках, так и в точных. Например, для младших школьников урок математики проходит в форме увлекательных историй и рассказов, помогающих ребенку быстрее освоить новые знания. Кейс-программа проводится с 3 класса.

Уровневая дифференциация

Методика уровневой дифференциации подразумевает выделение главных и второстепенных учебных материалов. Вначале педагог объясняет ученикам основную информацию по той или иной теме, а затем — второстепенную, то есть дополнительную. Затем проводится повторение изученного с целью закрепления. Данная программа применяется с 5 класса.

Групповая работа

Групповая деятельность проводится с целью сплочения детского коллектива, а также обучения школьников умению работать со сверстниками, находить общий язык, доказывать собственное мнение и правильно преподносить идеи. Такое метод используется с 5 класса.

Классно-урочная система

Классно-урочная методика — это традиционно сложившаяся образовательная программа, согласно которой занятия проводятся в форме урока по определенному предмету на заданную тематику.

Заочное школьное обучение

Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:

    дистанционным;
    домашним;
    семейным;
    экстернативным.

Дистанционный тип

Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.

Домашний тип

Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.

Семейный тип

Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.

Экстернат

Экстернат — это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.

Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.

Источник: mixfacts.ru

LEAVE A RESPONSE